Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
23 Ноября 2024, 20:55:10
Начало | Помощь | Поиск | Войти | Регистрация
Новости: Основные мифы и факты, связанные с бесланским терактом. Кратко. - ознакомление с темой лучше начать отсюда. Также в помощь - Хронология событий 3 сентября по минутам в фотографиях.

Факты и Мифы Беслана  |  Факты и Мифы Беслана  |  "Спецназ" (Модератор: Leon)  |  Тема: Судмедэксперты 0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Страниц: 1 Печать
Автор Тема: Судмедэксперты  (Прочитано 13085 раз)
иванов
ДСП
*
Offline

Сообщений: 1,362


"Я мзду не беру, мне за державу обидно"


« : 07 Мая 2007, 21:33:38 »

http://www.sudmed.ru/index.php?showtopic=620&hl=%D0%91%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD*&st=30

К настоящему времени судебными медиками накоплен большой опыт работы в очагах массовой гибели людей и имеются методические рекомендации по организации деятельности судебно-медицинской службы в условиях катастроф, основными задачами которой являются опознание личностей и установление причины их смерти. Для правильного планомерного осуществления поставленной задачи необходимо придерживаться тех рекомендаций, которые освещены в методических указаниях по производству экспертиз в таких ситуациях. Осмотр трупов на месте происшествия, их сортировка, маркировка, доставка к месту исследования, регистрация, производство экспертизы, процесс опознания и выдача тел для погребения должны осуществляться при неукоснительном соблюдении правил на каждом этапе проведения работы всеми участниками различных служб. При этом предполагается наличие одного координатора работы, обладающего всеми соответствующими полномочиями, осознающего цели и задачи исполнителей на каждом этапе, контролирующего последовательность и четкость выполнения распоряжений, корректирующего исполнение указаний различными подразделениями сообразно с изменяющимися условиями. При отсутствии высокой исполнительской дисциплины каждого подразделения приводит к сбою в работе и влечет за собой ошибки в последовательности выполнения поставленных задач.
Возникновение таких ошибок можно проследить поэтапно при осуществлении работ по ликвидации последствий тер. акта в г. Беслане.

После получения сообщений о вынужденном штурме школы № 1 для освобождения заложников, около 15-ти часов 3.09.04 г. сотрудниками прокуратуры была дана команда прибыть судебно-медицинским экспертам на место происшествия. По прибытии 9-ти экспертов на место происшествия было установлено, что продолжаются активные боевые действия в районе школы, идет стрельба, здание школы окутано клубами дыма в связи с чем производить осмотр трупов не представлялось возможным. Вместе с тем было установлено, что часть погибших перенесена на территорию Бесланской больницы, где расположено Правобережное районное отделение БСМЭ и находится морг с одним секционным столом. Эксперты переместились на территорию больницы, где стало очевидно, что проводить работу по исследованию уже доставленных 74-х трупов в имевшихся условиях не возможно, при учете того, что ожидалось поступление не меньшего количества погибших.
По согласованию с работниками прокуратуры заместителем начальника бюро решено было произвести перевозку трупов в г. Владикавказ и начать работу в морге БСМЭ. Эксперты вернулись на рабочие места в бюро, потеряв три часа времени, так как не было координатора работы на этом этапе.
К моменту возвращения экспертов во Владикавказ в морг БСМЭ уже было доставлено 5 трупов из Беслана, исследование которых было начато дежурным экспертом и ассистентом кафедры после обозначения их номерами с 1-го по 5-й, так как с места происшествия они были доставлены без маркировки. Доставка погибших регистрировалась в журнале поступлений трупов по сквозной нумерации, а затем в ходе исследования трупов регистрация производилась под двумя номерами: порядковым по журналу исследований и номером доставки с места происшествия. Поскольку с места происшествия 3-го сентября 2004 года было доставлено 74 трупа, произошло использование первых 74-х номеров.
Указанные трупы не были осмотрены на месте происшествия следователями прокуратуры, поэтому перед судебно-медицинским исследованием их, производился совместный наружный осмотр экспертами и следователями на территории бюро СМЭ. Стало известно также, что 3 трупа с места происшествия были забраны родственниками погибших и в последующем, 4-го и 5-го сентября, осматривались следователем и экспертом на дому.
Работа по исследованию доставленных трупов проводилась практически всю ночь, и параллельно с этим происходило опознание трупов, в том числе и сотрудников МЧС и спецподразделения «Альфа», тела которых были выданы для транспортировки к месту службы в 6 часов утра 4.09.2004 г. с оформлением врачебного свидетельства смерти. В ходе выполнения большого объема работы при наличии трех секционных столов в морге бюро СМЭ и двух - в патологоанатомическом, при отсутствии достаточного количества мест в холодильных установках и ожидаемого большого потока тел погибших, стало ясно, что осуществление полного исследования трупов не возможно, в связи с чем, со-вместно с прокуратурой было принято решение проводить экспертизы по наруж-ному исследованию.
Прибывшим в г. Владикавказ по приказу Минздравсоцразвития РФ и.о. дирек-тора РЦ СМЭ МЗ и СР РФ проф. Клевно В.А. в ранге руководителя рабочей груп-пы судмедэкспертов для производства судебно-медицинских экспертиз трупов сформирована бригада врачей судебно-медицинских экспертов из 27 человек (18 – из бюро СМЭ МЗ РСО-А, 7 – из бюро СМЭ МЗ КБР; 2 – из СМЛ № 184 МО РФ).
Работа была организована в четыре этапа:
Первый этап: осмотр трупа на наличие телесных повреждений с оформлени-ем протокола осмотра трупа.
Второй этап: предъявление трупа для опознания родственниками с оформле-нием протокола опознания.
Третий этап: назначение судебно-медицинской экспертизы трупа с вынесени-ем постановления.
Четвертый этап: производство судебно-медицинской экспертизы с оформле-нием «Заключения эксперта» (в черновике) и выдачей медицинского свидетельст-ва о смерти.
В 10 часов утра 4-го сентября работа по исследованию ранее доставленных трупов была продолжена, а к 11-ти часам стали поступать трупы с места происше-ствия в школе №1 г. Беслана, осмотренные и маркированные вновь с 1-го номера двумя экспертами Правобережного межрайонного отделения и следователями про-куратуры. Это было второе нарушение маркировки трупов, так как номера достав-ленных с места происшествия стали повторяться до 74 номера. Трупы были дос-тавлены сотрудниками МЧС на грузовых автомашинах. При осуществлении раз-грузки и размещении трупов на территории двора БСМЭ, несмотря на требования экспертов, не была осуществлена сортировка тел на группы по половому и возрас-тному признаку: «мужчины, женщины, дети», в связи, с чем в дальнейшем возник-ли сложности при проведении опознания. Кроме того, наличие повторяющихся номеров вынудило экспертов произвести свою повторную маркировку вновь дос-тавленных тел, с учетом уже обозначенных ранее номеров. Таким образом, каждый труп, доставленный с 4-го сентября, имел двойную нумерацию поступления и по-рядковый номер по журналу регистрации исследованных трупов (всего три номе-ра). Поскольку количество поступивших 4 сентября тел погибших значительно превзошло, все ожидаемые прогнозы и произошло заполнение практически всей территории двора БСМЭ, было решено производить наружное исследование тру-пов вне здания. Для этой цели формировались бригады в составе: следователь про-куратуры, эксперт, лаборант, каждой из которых определялся объект исследования, в соответствии с порядковым номером поступления. Работа велась планомерно, в соответствии с Правилами исследования трупов не установленных лиц при нали-чии постановления на производство экспертизы с регистрацией в журнале исследо-вания трупов.
В связи с тем, что перед зданием Бюро скопилось большое количество родст-венников погибших, требовавших опознания и выдачи мертвых тел для погребе-ния, прокуратурой было принято решение сначала произвести опознание, а потом уже исследование опознанных трупов. Опознание осуществлялось ранее создан-ными бригадами. На этом этапе не выполнены требования экспертов производить опознание тел небольшими группами родственников, чтобы не создавать столпо-творения и исключить возможность ошибки при опознании, так как большинство тел было разрушено или подверглось воздействию открытого пламени до неузна-ваемости, как и 13 трупов лиц, расстрелянных с 1 по 3 сентября, выброшенных из здания школы и обнаруженных с далеко зашедшими гнилостными изменениями.
Невыполнение этого требования привело к ошибочным опознаниям, в основ-ном неблизкими родственниками, и сопровождалось либо возвратом в БСМЭ уже «опознанных» трупов, либо к более позднему опознанию уже захороненных тру-пов на основании генетического исследования. Опознания происходили по сущест-вующим методикам, с указанием особых примет, стоматологического статуса, с описанием сохранившихся частей одежды, в сомнительных случаях с определени-ем групповых свойств крови по системе АВО. Количественные показатели опозна-ния в первые дни после трагедии приведены в рисунке №1, из которого следует, что наиболее интенсивно процесс опознания происходил 4-5 сентября 2004 года.


Рис.1
Следует отметить, что отсутствие условий для производства экспертизы и хра-нения большого количества трупов, привели к сбою в работе в связи с изменения-ми погодных условий. Так, 4-го сентября, в солнечную погоду, работа экспертов и следователей осуществлялась под открытым небом. 5-го сентября произошло рез-кое снижение температуры окружающей среды, пошел дождь, затрудняющий про-должающуюся работу бригад, так как опознание родственниками тел погибших, находящихся в полиэтиленовых мешках, не прекращалось. Последовали жалобы родственников погибших, на отсутствие элементарных условий для сохранения трупов и опознания их. 6-го сентября сотрудниками МЧС по запросу прокуратуры были предоставлены палатки и тенты, под которые были перемещены остававшие-ся неопознанными трупы, было организовано электрическое освещение их. Пере-носка трупов производилась солдатами, которым не были полностью разъяснены задачи максимального сохранения опознавательных элементов, что при неодно-кратном грубом перемещении тел привело к утрате фрагментов одежды, заколок, бантиков, обуви и других предметов, важных для процесса опознания.
Новое изменение погодных условий привело к необходимости привлечь для сохранности трупов авторефрижераторы, которые оказались крайне неудобными в процессе опознания. Загруженные в них тела неоднократно выгружались на улицу, при этом неминуемо терялись опознавательные элементы, в частности такие, как зубные протезы. Терялись также бирки с маркировочными номерами, что приводи-ло к неоднократным осмотрам одних и тех же трупов разными экспертами в разные дни. В связи с этим трупы были помещены в железнодорожные вагоны-рефрижераторы, размещенные на товарном дворе, с проведением их сортировки по возрастному и половому признакам. Продолжение процесса опознания было орга-низовано на товарном дворе с участием выделенных для этих целей судебно-медицинских экспертов. Для взятия объектов от трупов не установленных лиц с целью дальнейшей генетической идентификации, были привлечены сотрудники 124 СМЛ г. Ростова-на-Дону, которые осуществляли работу с 6 по 10 сентября 2004 г., после чего изъятые от трупов объекты и 82 фрагмента тел ими были дос-тавлены в генетическую лабораторию. В последствии, в связи с возникшей необхо-димостью трупы неопознанных лиц, хранившихся в вагонах-рефрижераторах, были также направлены в 124 СМЛ.
Следует отметить, что сведения об идентификационных признаках разыски-ваемых лиц и их фотографии родственниками погибших предоставлялись в проку-ратуру. При проведении опознания, эксперты и следователи, непосредственно уча-ствующие в этом процессе, ориентировались только на скудные устные сведения родственников в момент осмотра трупов, без предварительной систематизации по-исковых признаков, что значительно затруднило работу опознающих бригад и ис-кусственно увеличило количество неопознанных трупов.
Помимо изложенных выше факторов, осложнивших работу экспертов, большие трудности вызывало отсутствие единого информационного центра. Данные о по-гибших, включающие в себя сведения о количестве взрослых и детей, количестве и списках опознанных в разные временные промежутки, причинах смерти требова-лись у экспертов различными структурными подразделениями: Минздрав РСО-Алания и РФ, Минтруда РСО-А, МЧС разных уровней, МВД, прокуратура, а также представителями СМИ не только РФ и РСО-А, но и других стран. Поскольку спе-циально выделенных для этих целей сотрудников Бюро СМЭ в наличии не было, приходилось заниматься и этим видом деятельности, отвлекающим от основной работы. При сверке сведений, полученных указанными подразделениями не только в Бюро СМЭ, но и в прокуратуре без учета времени поданной информации, возни-кали недоразумения по поводу расхождений полученных данных, разрешение ко-торых также требовалось от сотрудников Бюро, что вносило в работу нервозность и предполагало дополнительные затраты времени.
Тела погибших выдавались после получения от следователей протоколов их опознания, а выдача врачебных свидетельств о смерти начала производиться с 9-го сентября 2004 года, после предоставления документов, удостоверяющих личность погибших. Это позволило корректировать списки погибших и избежать ошибок в оформлении судебно-медицинской документации, так как при опознании, родст-венниками нередко указывались имена и фамилии погибших, не соответствующие их паспортным данным и свидетельствам о рождении.
Всего в Бюро СМЭ МЗ РСО-Алания было исследовано 329 трупов погибших в результате тер.акта, из которых 14,6% составили мужчины, 30,9 % женщины, 22% мальчики, 32,5% девочки. Изложенные данные представлены в рисунке № 2.



Рис.2

Поскольку смерть заложников происходила в условиях очевидности, и для со-трудников прокуратуры установление конкретной причины смерти не являлось остро необходимым, была проведена экспертиза трупов по наружному осмотру, ус-тановлены только факторы, приведшие к смерти. Данные по этому вопросу приве-дены в рисунке № 3.
Установлены причины смерти в 213 случаях, в том числе:
• от огнестрельных пулевых ранений 51 (15,5%)
• от осколочных ранений 148 (45%)
• от термических ожогов 10 (3%)
• от повреждений тупыми предметами 4 (1,2%)
Причина смерти не установлена в 116 (35,6%) случаях из-за выраженных при-знаков поражения открытым пламенем вплоть до полного обугливания тел.




Рис.3

Работа судебных медиков завершилась, как полагается, оформлением Заключе-ний экспертов, включающих фототаблицы. После того, как материалы были пере-даны в прокуратуру, проведено 6 эксгумаций трупов, обусловленных недостовер-ным их первоначальным опознанием, с идентификацией личности после проведе-ния генетического сравнительного исследования объектов.
Выявленные недостатки в организации работы по экспертизе трупов лиц, по-гибших в результате террористического акта в г. Беслане, позволили определить необходимость в выработке рекомендации для избежания подобных ошибок в слу-чаях массовой гибели людей:
1. Создание единого координационного центра с руководителем, обла-дающим полномочиями для распоряжений всеми подразделениями служб, участвующих в ликвидации последствий катастроф и тер. ак-тов.
2. Создание единого информационного центра на местах, осуществ-ляющего связь Бюро СМЭ со всеми структурами, которым необхо-димо получение достоверных сведений по погибшим.
3. Четкое распределение поэтапных обязанностей для каждого подраз-деления в зависимости от меняющихся условий в процессе ликвида-ции последствий.
4. Проведение опознания после завершения экспертной работы по ис-следованию трупов.
5. Соблюдение принципов последовательности и преемственности в процессе работы с назначением лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

Сообщить модератору   Записан

Просто так сказал (с)
Страниц: 1 Печать 
Факты и Мифы Беслана  |  Факты и Мифы Беслана  |  "Спецназ" (Модератор: Leon)  |  Тема: Судмедэксперты
Перейти в:  


Войти

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.10 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!