http://www.novayagazeta.ru/data/2004/64/02.htmlБЕСЛАН. 1 СЕНТЯБРЯ 2004 ГОДА
8.00. В начале девятого утра во дворе старейшей в городе школы № 1 на первую в новом учебном году торжественную линейку собрались около четырехсот учеников и их родителей. Праздничную атмосферу прервали автоматные очереди, затем появились неизвестные люди в черных одеждах. По сведениям очевидцев, огонь велся беспорядочно: вначале поверх голов детей, а затем по краям толпы — пулевые отметки словно очерчивали круг, за который запрещалось выходить. Началась паника: первоклассники, онемев от страха, прятались за букеты цветов, искали своих родителей… Кто нашел, тот молил отвести их домой. Кто потерялся в толпе — искал защиту у старшеклассников. Как выяснилось позже, не все школьники поддались панике: около 50 человек успели перемахнуть через школьный забор, нескольким родителям удалось увести и спрятать около 15 детей в котельной.
Около двадцати боевиков, вооруженных автоматами и гранатометами, загнали оставшихся на школьном дворе детей и взрослых в спортзал. После этого связь с заложниками надолго прервалась.
9.00. Примерно через час после захвата территорию школы оцепили прибывшие по сигналу тревоги подразделения МВД, ФСБ и МЧС.
Прибывшие на место силовики обнаружили на опустевшем школьном дворе неподвижные тела трех человек. Долгое время боевики не давали поднять тела жертв — одно лежало у входа в здание, два других — у ограды.
10.00.—11.30. Стало известно, что боевики заминировали спортзал, в котором, по предварительным сведениям, находились около двухсот детей и взрослых.
Долгое время бандиты не вступали ни в какой контакт и не выдвигали никаких требований. Ближе к полудню они потребовали вызвать на переговоры президентов Северной Осетии и Ингушетии Александра Дзасохова и Марата Зязикова. А также доктора Рошаля. В срочно организованный оперативный штаб террористы передали требование: освободить из Владикавказского СИЗО задержанных при нападении на Ингушетию 22 июня. Буквально через несколько минут на место происшествия прибыл Дзасохов, который и возглавил оперативный штаб. В Беслан прибыли подразделения 58-й армии, дислоцированные в Северной Осетии. На прилегающих к школе улицах замечены три БТРа.
12.00. Даже через несколько часов после захвата школы раздаются выстрелы, хотя практически сразу руководители операции по освобождению заложников приняли решение о прекращении перестрелки с боевиками. Здание школы оцеплено, возле заграждения собрались родители и родственники захваченных.
Уже известно о трех убитых заложниках. Также был застрелен один из боевиков. Со стороны улицы, из-за оцепления, видны только два трупа. С уверенностью можно сказать, что детей среди них нет. В больницу доставлены десять раненых. Все они — родители учеников школы.
Несколько ребят, старшеклассники, сбежали из захваченного здания. Теперь они помогают составлять списки заложников, рассказывают о том, что происходит в школе.
13.00. Все подъездные дороги к Беслану были перекрыты. К этому моменту стало понятно, что место бесчеловечной акции бандиты выбрали неслучайно. В Беслане находятся воздушные ворота республики — аэропорт Владикавказа. Нетрудно было догадаться, что о путях бегства бандиты позаботились заранее. Возможно, в качестве живого щита они готовятся использовать детей.
15.50. Из здания школы опять доносятся выстрелы. Боевики стреляют по соседним жилым домам. Один из домов загорелся, живущие в нем люди были срочно эвакуированы. Заграждение вокруг школы отодвинули еще дальше, теперь люди стоят метрах в ста от здания. Это — в основном родители. Женщины плачут. Прямо здесь, возле школы, родители захваченных школьников записали на видеокассету свое обращение к президенту Путину. Они просят выполнить все требования террористов, чтобы спасти жизни детей.
17.05. Министр внутренних дел Северной Осетии Дзантиев пытался вступить в переговоры с захватчиками, зашел один в школьный двор, однако его проигнорировали. Позднее он сообщил, что заложников не 150, как говорили раньше, а не менее трехсот.
18.12. На дверях больницы вывесили имена еще четырех погибших. Вместе с теми тремя, о которых говорили с утра, получается семь. Все взрослые. Погибшего боевика не считали. Его вообще никто не видел, потому что тело захватчики сразу затащили в школу. В штабе подтвердили, что в школе действительно был взрыв, однако никаких повреждений на здании не заметно.
Боевики заявили, что будут разговаривать только с доктором Леонидом Рошалем. Глава МВД Северной Осетии Казбек Дзантиев не смог убедить боевиков принять хотя бы воду и продукты для детей.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
С официальной информацией о захвате школы, как всегда, было скудно. Руководитель Управления ФСБ по Северной Осетии генерал-майор Бритвин заявил: «Давать информацию частным лицам не буду», очевидно, перепутав журналистов с праздными зеваками.
Наконец в 14.30 удалось связаться по мобильному телефону с руководителем пресс-службы МВД Северной Осетии Исмелем Шаовым:
— Примерно в 9 часов утра 17 боевиков, из которых две женщины-шахидки, захватили школу № 1 города Беслан. В школе в этот момент находились от 120 до 150 человек. Это ученики, учителя, родители и журналисты, освещающие праздник 1 сентября, начало нового учебного года. Всех заложников боевики согнали в спортзал, который находится на 1-м этаже трехэтажного здания школы. Боевики предупредили, что взорвут школу вместе с заложниками, если правоохранительные органы начнут штурм здания.
Президент Северной Осетии Александр Дзасохов вместе с министром внутренних дел республики генерал-лейтенантом Дзантиевым возглавил штаб по освобождению заложников. Впоследствии операцию должны возглавить вылетевшие в Северную Осетию министр внутренних дел России Рашид Нургалиев и директор ФСБ Николай Патрушев.
Непосредственно переговоры с террористами об освобождении заложников ведет муфтий Северной Осетии Руслан Валгасов. 15 школьникам-старшеклассникам удалось бежать с территории школы через котельную.
Террористы произвели несколько выстрелов из огнестрельного оружия и подствольных гранатометов. Предположительно, есть жертвы. Но ни убитых, ни раненых с территории школы пока не выносили.
Последний до сдачи материала в номер разговор по мобильному телефону с Исмелем Шаовым, находящимся непосредственно в эпицентре событий, состоялся в 16.00. Он сообщил, что вот-вот должны прибыть директор ФСБ Николай Патрушев и министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Но он их пока не видел.
Вячеслав ИЗМАЙЛОВ, военный обозреватель «Новой»
Казбек АБАЕВ, Марина ЧЕРЧЕСОВА, Беслан, специально для «Новой»
02.09.2004