Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
24 Ноября 2024, 16:04:47
Начало | Помощь | Поиск | Войти | Регистрация
Новости: Основные мифы и факты, связанные с бесланским терактом. Кратко. - ознакомление с темой лучше начать отсюда. Также в помощь - Хронология событий 3 сентября по минутам в фотографиях.

Факты и Мифы Беслана  |  Факты и Мифы Беслана  |  "Спецназ" (Модератор: Leon)  |  Тема: Виталий Стёпин 0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Страниц: 1 Печать
Автор Тема: Виталий Стёпин  (Прочитано 7919 раз)
Leon
Глобальный модератор
**
Offline

Сообщений: 6,482



« : 11 Августа 2014, 10:17:30 »

 «СМОТРЮ – НОГУ РАЗВОРОТИЛО, ЛЕЖИТ… ЧУТЬ ЛИ НЕ В СТОРОНЕ»

Подполковник «Альфы» Виталий Стёпин. Кавалер ордена Мужества и двух медалей «За отвагу». Друг моего мужа — Героя России Юрия Данилина. Об этом человеке знает только круг сослуживцев. И если попытаться найти о нем хоть какую-то информацию, то все поисковые системы интернета выдадут одно: «Стёпин Виталий Николаевич, в / ч 35690 ранен. 1976».

Между тем, Виталий — самый настоящий герой. Герой Беслана и России. Во время освобождения заложников в школе № 1 он получил тяжелейшие ранения, фактически лишился ноги, но выстоял, выдержал все тяжкие испытания и вернулся в свое родное подразделение.

На протяжении пяти лет Стёпин был главным организатором и душой турнира по таеквон-до, посвященного памяти Героев Беслана, — он собирал молодых бойцов от семи до тринадцати лет. По традиции на торжественном открытии участников приветствовали почетные гости: мы, жены погибших офицеров, представители спецподразделений и ветераны спорта.

В 2012 году Виталий получил тяжелейшее ранение головы. Он долго находился в коме, и опять, как прежде, врачи боролись за его жизнь. Могучий организм выдержал! И хотя, очевидно, процесс реабилитации затянется на годы, однако положительная динамика налицо.

Не вызывает сомнений, что воля и сила характера, а также природное жизнелюбие Виталия, его юмор, а также забота жены Наташи, настоящего ангела-хранителя с медицинским образованием, — все это благотворно скажется на здоровье нашего друга.

В канун 40-летия Группы «А» мы приехали к Стёпиным в гости. Мы — это моя двенадцатилетняя дочка Маша, главный редактор нашей газеты «Спецназ России» Павел Евдокимов и я. Пока четверо детей играли, периодически наведываясь за конфетами, мы, взрослые, втроем расположились на кухне и вели неспешный разговор.
«Я БРЕДИЛ СПЕЦНАЗОМ»

— Виталий, откуда ты родом?

— Город Нефтекумск, Ставропольский край. Отец — Николай Викторович, военный, пограничник. Полковник запаса. Воевал в Афганистане. Вместе с мамой, Татьяной Егоровной, он немало помотался по стране: Дальний Восток, Армения, Курган, Черкесск… Хочу сказать, мама — несостоявшаяся певица, она оканчивала музыкальное училище, но потом вместе с мужем служила в тех местах, куда его направляли.
Виталий (справа) — курсант Московского Высшего пограничного командного ордена Октябрьской Революции Краснознамённое училища КГБ СССР имени Моссовета
Виталий (справа) — курсант Московского Высшего пограничного командного ордена Октябрьской Революции Краснознамённое училища КГБ СССР имени Моссовета

Последние классы школы я заканчивал уже в Москве. Жили мы тогда на Таганке. Отец учился в военной академии. После школы я пошел по его стопам и в 1993 году поступил в Бабушкинское пограничное училище. Его окончил и мой отец. Золотой медалист! Его портрет до сих пор висит среди лучших выпускников этого вуза. Его, кстати, оставляли в Москве, но ведь тогда было престижно поехать куда-нибудь «на край света». Итак, я определился в Бабушкинское училище, сдав экзамены, а родители уехали служить в Армению.

— Учился хорошо?

— Без троек. А мог бы и «красный диплом» получить… Поленился. Честно.

— Расскажи, как ты попал в «Альфу»? Где сформировались твои взгляды?

— В училище, конечно. В «Альфу» я хотел уйти с третьего курса. Со мной потом служил Володя Сидоренко, в первом отделе, он тоже ушел, по-моему, с третьего курса. Прямо в Группу. Была раньше такая возможность… Ну, и я бредил спецназом. И по-прежнему усиленно тренировался у своего наставника по таэквандо, Николая Ивановича Архипова, с ним я занимался лет с четырнадцати. Вообще, в спорт пришел поздно, до этого пробовал себя в каратэ, футболе и хоккее.
Наталья и Виталий Стёпины. Фото сделано накануне 40‑летия Группы «Альфа». Москва, Бутово
Наталья и Виталий Стёпины. Фото сделано накануне 40‑летия Группы «Альфа». Москва, Бутово

Об «Альфе» я узнал от наших курсантов, которые выпускались из нашего училища и потом были зачислены в подразделение. Знал, что это за служба такая. Хорошо понимал, что она сопряжена с риском для жизни.

— Откуда знал?

— Ну, это раньше была полная секретность, в советский период. А в наше время достаточно было смотреть телевизор и внимательно читать прессу. Горячие точки, специальные операции… Все предельно понятно: чем занимается спецназ, где и как ему приходится действовать.

— В Группу ты пришел сразу после училища?

— Нет, в подразделение я не попал, поскольку у меня не было московской прописки. Хотя прошел отбор, сдал все необходимые нормативы. Ужасно обидно… И тогда, каюсь, я не поехал по распределению в Ахты (горный Дагестан), уволился. И, будучи мастером спорта по рукопашному бою, стал тренировать детей, полтора года дожидаясь «у моря погоды». У нас вообще многие с курса не стали служить в армии и предпочли гражданские профессии.
«ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ, ЧТО Я БУДУ ТЕБЕ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ»

— Когда же твоя заветная мечта все-таки сбылась?

— В марте 2000 года. В семью на собеседование приезжали старшие офицеры, в том числе нынешний вице-президент Ассоциации «Альфа» Сергей Поляков. Жена моя, кстати, была категорически против моей службы в «Альфе». По причине риска для жизни и командировок в горячие точки. А для зачисления, помимо всего прочего, требуется согласие родителей, жены. Так вот, Поляков с ней встречался в Парке имени Горького, уговаривал: «Наташа, он этого хочет!» И уговорил. В конце концов, Наташа сдалась: «Это твоя жизнь, что я буду тебе препятствовать. Поступай, как знаешь».
«Служба в «Альфе» — это моя мечта, ставшая реальностью»
«Служба в «Альфе» — это моя мечта, ставшая реальностью»

— Легко ли тебе далось вхождение в коллектив?

— Средне, если честно. Отдел был взрослый. Первый отдел… Его возглавлял полковник Валерий Канакин. Из молодых в нем было мало молодых сотрудников, в основном — крепкие, матерые мужики, прошедшие «огонь и воду». Так что нужно было быть на высоте, тянуться изо всех сил. И я не подкачал… В последующие годы служил в третьем и четвертом отделе Управления «А». Дослужился до начальника группы.

— В каких операциях ты принимал участие?

— Во многих… Везде был, все видел и все знаю (смеется). Одна командировка следовала за другой. Мы выезжали на два месяца, на полтора… Заочно окончил Академию ФСБ. Освобождал заложников на Дубровке. За «Норд-Ост» награжден медалью «За отвагу». Ну, и, конечно, Беслан… Я хотел быть на войне, приносить пользу, спасая людей, и война не обошла меня стороной.
«БЕССТРАШНЫЙ ПАРЕНЁК»

— Виталий, скажи: в Беслане тебе было страшно?

— Страшновато, конечно. Но когда уже находился внутри школы, когда шел туда с товарищами — страшно не было. А сейчас, когда вспоминаешь, то становится не по себе. А так… я — бесстрашный паренек (смеется).

В Беслане мы оказались первыми. На Северный Кавказ мы выехали в составе оперативно-боевого отдела еще в августе. Когда же прошла команда, то сразу вылетели в Беслан, еще до того, как туда прибыли наши товарищи из Москвы.
С Владимиром Путиным во время празднования 10‑летия Центра специального назначения ФСБ России. Москва, «Гостиный двор». 8 октября 2008 года
С Владимиром Путиным во время празднования 10‑летия Центра специального назначения ФСБ России. Москва, «Гостиный двор». 8 октября 2008 года

— Извини за такой прямой вопрос: ты находился в сознании после того, когда тебе практически оторвало ногу? Если не хочешь, то не отвечай. Все понимаю.

— Да, в сознании. Была чудовищная боль…

— В какой ситуации ты получил ранение?

— Внутри школы. Мы шли семь человек. Позади меня разорвалась граната. Я развернулся, чтобы дать очередь, и упал. Смотрю — ногу разворотило, лежит… чуть ли не в стороне. Как потом оказалось, в другую ногу попали пули, и осколок выше глаза угодил. Не растерявшись, меня тут же оттащил Слава Маляров. За угол. Схоронил от огня. Наложил жгут, стал колоть промидол.

Потом стали эвакуировать. Говорю: «Ногу мою не забудьте…» Нога на одних связка держалась. Погрузили меня в «буханку». Боль… это непередаваемо… Повезли в одну больницу, а там все забито. Поехали в другую. Я потом хотел найти парня из ростовской бригады медиков, который всю дорогу надо мной держал капельницу. Спас. Спасибо ему. Если прочтет эти слова — пусть откликнется.

Из Владикавказа меня на следующий день доставили в госпиталь имени Вишневского. Четвертого утром позвонил жене (это был день ее рождения), сказал по возможности бодрее: «Меня везут в Москву. Я ранен. Подробности у дежурного. Все, давай!»

В госпитале положили в реанимацию. Меня и еще пятерых. Я был самый тяжелый. А жене ребята сообщили: «Ты не волнуйся, Виталию ножку задело, ничего страшного — соберете». Ну, а когда она пришла в палату, то меня даже не узнала.

— Выходит, ногу собирали по частям?

— Да, именно так. Мне повезло, что во Владикавказе ростовские врачи сразу качественно обработали рану и сделали операцию. Это же большое дело, грамотно оказать первую помощь… ну, и наложили аппарат Илизарова.
«Поступил в «Альфу» и по‑прежнему служу в ней. Во всяком случае, так внутренне ощущаю себя»
«Поступил в «Альфу» и по‑прежнему служу в ней. Во всяком случае, так внутренне ощущаю себя»

…Кость очень долго не срасталась. Больше года я восстанавливался… Полгода лежал в госпитале. Потом дома. Жена постоянно делала уколы антибиотиков. На работу вышел года через два. Когда первый раз сняли аппарат Илизарова, то выяснилось, что кость не срослась. Пришлось опять ставить. Под наркозом, естественно. Родители мои тогда служили в Кургане. И когда врачи уже не знали, что делать, они говорят: приезжай сюда, в Курган, в центр восстановительной травматологии и ортопедии.

Привезли меня в Курган. Приняли по письму, бесплатно. А там был врач, который еще с самим Илизаровым работал — Мартель Иван Иванович. Он мне ногу посмотрел и сказал: «У тебя неправильно зафиксирован аппарат». Даже без рентгена поставил диагноз. «Подкрутил» что-то там, и после этого кость стала срастаться. Вернулся в Москву, а потом опять в Курган — уже снимать аппарат. Стало быть, окончательно.
«Я — НА БОЕВОМ ДЕЖУРСТВЕ, В БОЮ»

— После всего пережитого ты решил вернуться в Группу?!

— Конечно (смеется). Хотел служить дальше. Иных вариантов для себя не видел. Руководство Управления «А» отнеслось с пониманием, пошло навстречу. Вернулся в свой первый отдел. В третий перешел в 2007 году. К Торшину. И вскоре, в ноябре, поехал в командировку на Северный Кавказ. Жена была на последнем месяце беременности. А через две недели вернулся в Москву, так как роды начались раньше срока. Меня отпустили домой.
С товарищем по подразделению, будущим Героем России (посмертно) Александром Перовым. Снимок сделан после событий «Норд-Оста»
С товарищем по подразделению, будущим Героем России (посмертно) Александром Перовым. Снимок сделан после событий «Норд-Оста»

— Давай уточним: кто и когда у вас родился…

— Ира — в 2000  году, Андрей — в 2007-м и Аня — в 2010-м.

— А где ты познакомился с Наташей?

— В больнице (смеется). Оказался в больнице со сломанной челюстью, она меня лечила. Я тогда был на четвертом курсе. Как говорит Наташа, я ей совершено не понравился… Ну, обменялись телефонами — и все! Выписался, а встретились мы только через полгода, когда я через Наташину подругу нашел ее телефон и предложил встретиться. Летом 1999 года мы поженились.

— Виталий, кого бы ты особо отметил из своих командиров?

— Всех. Начинал с Канакиным, сейчас он командир подразделения, Герой России. Полковника Торшина Юрия Николаевича.

— Ты хочешь, чтобы сын Андрей стал военным? Ты вообще видишь его пограничником или спецназовцем?

— Вижу. Периодически. С одной стороны — да, хотел бы. С другой стороны — много испытаний на этой дороге… Во всяком случае, первоначальное военное образование не помешало бы, кадетский корпус. Главное, чтобы Андрей стал достойным человеком.

— Чем для тебя является служба в «Альфе»?

— Всем. Это моя жизнь. Это моя мечта, ставшая реальностью. Я — на боевом дежурстве, в бою. Поступил в «Альфу» и по-преж­нему служу в ней. Во всяком случае, так внутренне ощущаю себя. Служил, служу и буду служить. Пока не выгонят (смеется).

От всей души желаем подполковнику Виталию Стёпину и его семье здоровья, счастья, благополучия, душевной крепости и всего самого хорошего! И поздравляем с 40-летием Группы «А».

http://www.specnaz.ru/articles/214/22/2072.htm
Сообщить модератору   Записан
Petrov
Администратор
*
Offline

Сообщений: 2,230


Насквозь отмороженный (с)


« Ответ #1 : 24 Сентября 2014, 05:00:49 »

Кстати, упоминаемый Валерий Канакин получил Героя России именно за Беслан.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Сообщить модератору   Записан
Petrov
Администратор
*
Offline

Сообщений: 2,230


Насквозь отмороженный (с)


« Ответ #2 : 05 Июля 2019, 04:11:59 »

http://www.reyndar.org/september-3/pages/image/imagepage283.html



Оказывается, на известном фото - именно Стёпин.
Сообщить модератору   Записан
Страниц: 1 Печать 
Факты и Мифы Беслана  |  Факты и Мифы Беслана  |  "Спецназ" (Модератор: Leon)  |  Тема: Виталий Стёпин
Перейти в:  


Войти

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.10 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!