Надежда Ильинична ждет меня к концу пятого урока. Пока раскачаюсь, сколько пройдет, а первым делом метнусь сфотографировать бюст Ивана Каниди возле школы его имени. Короткая дилемма: пешком или на такси. Не, замерзну пешком, до туда три с лишним километра пилить. И долго. Яндекс-такси. Хмурый водитель.
Выезжаем из центра. За окном начинается безнадёжная тоска. Недострой, недодел, мусор, снег, безликие одноэтажные дома за кирпичными заборами. Наверно, летом, в солнечную погоду все это выглядит как яркая, красочная деревенька, но не факт.

Кстати, накануне впервые увидел архитектуру в стиле "я его слепила из того, что было".
Хорошо, что пешком не пошел. Обязательно бы заблудился, а тут местами даже тротуаров нет. А может под снегом спрятаны. Вместо ходьбы на сорок пять минут, преодолеваем путь меньше, чем за 10.
- Подождете, я быстро, и мне обратно надо? Я такси перезакажу.
Кивает. В отличие от вчерашнего таксиста, у этого лимит на слова.

Школа-интернат имени И. К. Каниди

Бюст Ивана Константиновича.
Пока примеряюсь к фотографированию, меня замечают изнутри. Приветственно машу рукой, выходит охранник, молодой, приветливый осетин. Здороваемся за руку.
- Здравствуйте, вот сфотографировать бюст хотел.
- Вы это... Журналист?
- Ну, типа... Я сам по себе.
- А... Это... (Долго вспоминает слово) Независимый!
- Точно. Независимый.
(ничего от меня не зависит)- Вы к директору пойдете?
- Нет, я просто сфоткать. (При всем уважении, вообще не планировал к директору, кто знает, насколько там встреча может затянуться)
- Просто это сын его (указывает на бюст).
- Я знаю, но не в этот раз. У меня встреча уже в другом месте назначена.
- А-а... Ну, тогда в другой раз приезжайте.
- Хорошо. Спасибо.
Прощаемся. Когда такая охрана, и вернуться приятно.
Таксист пока ждал, даже докурить не успел.
- Да чоу ты пристегиваешься?
В Осетии, по ходу, если пристегнулся, то всё, не мужик.
Заговорил.
- Этого тут раньше не было (показывает на кучу домов на открытом пространстве). Это беженцы когда из Южной Осетии приехали, понастроили.
Северная и Южная Осетия - один и тот же народ, но нотки недовольства в голосе водителя улавливаются явно. Трения местных и "понаехали тут" - явление наднациональное.

Срочно нужна водолазка. Свитер легкий. Куртка тоже. Я так околею раньше времени
и подвиг не совершу . Захожу в магазин "Я плюс ты" возле вокзала.
Внутри эмоционально общаются продавщица и ее знакомая. Знакомая возмущается:
- А она три дня под бомбой прямо сидела!
Прерываются при виде меня. Вот водолазка и размер ваш. Знакомая сразу включается в процесс продажи. Перед такой убойной смесью женского обаяния и кавказского напора не устоит никто.
Пока выбираю, переходят на осетинский. Среди бесконечных "уаржт" и прочих буквенных сочетаний, характерных для осетинского, разбираю слово "страховка". Видимо, страховая мотает нервы кому-то из бывших заложниц. В разговор вежливо не лезу, но любопытство разбирает, о ком речь. Кстати, в Беслане на улицах, в магазинах чаще говорят на осетинском. В школе №1 у учеников пять часов осетинского в неделю. Язык сложный. Для меня уже, наверно, недосягаемый.
Водолазка и правда, что надо. И с размером женщина влет угадала. В отличие от меня. Сплошной положительный опыт. Так непривычно.
Выхожу, сразу чувствую себя как в броне. Еще есть пара минут. Схожу до вокзала.

Там памятник горцам-защитникам Родины.
Водилы ждут когда наберется маршрутка. Зазывают клиентов. Мимо них в сторону вокзала проходят две богини. Фасады рихтованные, но ненавязчиво. Капец, красивые девчонки тут есть. Сколько раз мы про это уже говорили, но никогда не будет лишним упомянуть снова. Правда, не обошла Беслан и сомнительная мода на раздутые "свистки". Как объяснить девушкам, что они и так прекрасны, без этих искусственных, вечно лоснящихся вареников, которые сразу превращают их в одноликих кукол?

В новую школу все равно пришел рано. Топчусь в фойе. Патриотические экспозиции, нарисованные портреты спецназовцев на стене. Звенит звонок. Из коридоров выскакивают, хохоча, пробегают с пушечной скоростью, дурят мелкие. При виде учителей, и даже меня, просто неизвестного взрослого, притормаживают и вежливо здороваются. Дисциплина и уважение к взрослым тут поставлены серьезно.
Звонок от Надежды Ильиничны:
- Ты почему мне не позвонил?
- Я же написал, что я тут.
- Так я же не всегда проверяю. Поднимайся на третий.
На третьем этаже большой холл. На стенах висят плакаты с фотографиями событий 1-3 сентября 2004 года с сопроводительными текстами.
Наконец-то, после стольких лет интернет-общения, вижу ее в коридоре. Здоровье, явно, подводит: даже с палочкой Ильинична передвигается с трудом, но сила духа, огонь в глазах и острый ум достойны и кисти художника, и пера поэта, и кадра режиссёра. С последним, кстати, особенно богато: нечасто бывает репортаж или документальный фильм про Беслан, в котором нет Ильиничны. Одна из немногих она не боится возвращаться в те дни, чтобы помнили все. Говорит негромко, но твердо. Попробуй, не послушайся. Когда я монтировал
фильм "Факты и мифы Беслана", под конец был настолько измочален, что местами просто залатал дыры абы как. При тестовом просмотре Надежда Ильинична указала на ошибку. Я взмолился, можно я не буду это переделывать?! Ну, незначительная деталь. Нет, делать нужно правильно. Пришлось переозвучивать 10-секундный сегмент, а все, кто писал звук для своих роликов, знают какой это геморрой. Новый отрывок так и не подошел по уровню звука в основной блок, но зато текст был правильный.

Радостно обнимаемся. Минуты спустя обмениваемся подарками. Она мне дарит самодельные игрушки для меня и моих. Я получаю вот такого пëселя. Я о нем мечтал лет пять как увидел у неё в какой-то из соцсетей.
Как полагается, у нас на Урале всё большое и тяжелое. Зато практичное. В ответ идёт шкатулка-сундучок из красивого камня змеевика с картиной от уральских мастеров. Пригодится в хозяйстве всегда.

В стороне от основного пути броуновского движения школоты стол для армрестлинга. Северная Осетия - один из сильнейших регионов (если не самый) в этом виде спорта. Если Дагестан может убедительно оспорить звание лучшей борцовской школы, то по количеству именитых представителей арма Осетию вряд ли кто-то догонит.
- Ой, сколько сломанных рук, - машет Ильинична.
Вспоминаю наставление Алексея Воеводы, увиденное в интернете: "Армрестлинг - "эгоистичный" спорт. Всё к себе".
Переходим в учительскую. На пороге нас громкими указаниями кому-то что-то быстро сделать встречает директор школы. Елена Сулидиновна - это Багира из советского мультфильма "Маугли". Прекрасная, грациозная, ласковая, при необходимости башку оторвет за две секунды, особенно, за любого из своих тысяч "человеческих детёнышей" (считая выпускников).
Меня иногда спрашивают. Зачем я вообще завязался с Бесланом? У меня там не было родственников, друзей, да и из спецназа я никого не знаю. Я много лет безуспешно пытаюсь ответить на этот вопрос себе сам. Одно время самым рациональным объяснением мне казалось, что это я так завëлся от шока от увиденного, но шок имеет свойство проходить. Может быть, он в какой-то момент трансформировался в восхищение силой духа этих людей, которые смогли победить вооружённых нелюдей без оружия. Вот эти мелкие, которые носятся, прыгают, хохочут; вот эти учителя, которые строжатся на них, но их все равно радостно обнимают - это и есть разгромное поражение упырей типа Басаева и Хучбарова. Школа, знания, опыт учителей, добро, веселье и жизнь - это все безоговорочная победа бывших заложников.
Подарочный букетик из селенита производит фурор в учительской. Больше хлопаю глазами и стесняюсь, пока Ильинична нахваливает меня и коллектив сайта "Факты и мифы Беслана". Клянусь, мне познакомиться с участниками событий интереснее и волнительнее, чем с каким-нибудь именитым актером или спортсменом. Упоминаю про свой фильм:
- Ну, этот, где в конце фотографии "тогда" и "сейчас".
Лицо Елены Сулидиновны натурально озаряется. Я знаю, что ей тот видеоряд очень запал.
Чай? С удовольствием. В ходе беседы откровенно рассказываю про свое
отношение фильму Рогаткина. Объясняю как развивались события с ответом Дудю от государственных СМИ. Удивлены.
Постоянно забегают школьники, то вопрос, то сдернут директора с места. Важно заходят несколько выпускников. Просто поздороваться. Как по мне, это показатель. Не каждую школу просто так, без повода, навещают бывшие учащиеся.
Высоко в горах Осетии, где чистые текут ручьи,
Там девчонка-осетинка красотой пленит мужчин... В учительскую вплывает Ирина - дочь Надежды. Мы с ней тоже общались в интернете, но очень кратко. Одним своим ярко-красным пальто она бросает вызов патриархальному Беслану. Говорит как мама: негромко, неторопливо, но, как и у мамы, железный характер виден невооруженным глазом. Хотел бы я посмотреть на того храброго джигита, который сможет завоевать эту красоту, а вот подчинить еë никому не удастся.
Отправляемся на экскурсию по музею. Навстречу нам попадаются два ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ старшеклассника с тренировочными автоматами Калашникова без магазинов. ОЧЕНЬ ВАЖНО оба на ходу лязгают затворами. Понимаю. Это звук +50 к крутизне, а в их возрасте +500. В школе есть тир, военная подготовка с самых первых классов поставлена на зависть иным военным училищам.
Музей - гордость школы и заслуга Надежды Ильиничны. В него входят:
1. Зал Славы
2. Зал морской пехоты имени
Героя России Андрея Днепровского3. Зал истории школы
4. Выставочный зал
5. Зал СВО в Знамённом зале.
На реконструкции Зал искусств и в процессе создания Зал быта 20-го века. Уникальные экспонаты, кропотливо собранные с миру по нитке.

Суровый осетинский Ленин образца 1923-го года.

В зал СВО бойцы с ЛБС даже прислали выпотрошенный "Джавелин" и "усаженный" вражеский квадрик. Есть и трофейная пропагандистская литература в стиле "убей клятого москаля". Некоторые книги и брошюрки лучше не открывать для сохранения собственной психики.

Жемчужина - Зал памяти жертв теракта. Я уже тут был много раз. По чужим фото. И экспонат тут мой есть, но не до него сейчас.

Та самая простреленная классная доска с надписью, сделанной рукой Веры Гуриевой, средней дочери Надежды Ильиничны, которой теперь всегда 12 лет.
Фрагмент недописанного сценария к художественному фильму с рабочим названием "Броник для мишки"
ИНТ. ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС. УТРО.
Мадина, закончив поливать цветы, ставит лейку на подоконник, садится за первую парту в среднем ряду и начинает играть с лежащим на парте мишкой. Алан что-то размашисто пишет на доске. Ирина, достав из ящика учительского стола стопку тетрадей, оглядывается на него. На доске написано «С последним первым звонком вас». Выражение лица Ирины становится озадаченным.
ИРИНА
Ты чего такое написал?
АЛАН
А что?
ИРИНА
Да ну, странно как-то. Почему с последним?
АЛАН
Ну, у них же последний класс. Больше первого звонка у них не будет ведь.
ИРИНА
Ну, все равно, как-то странно выглядит.
Алан молча стирает восклицательный знак в конце предложения и дописывает «11В», после чего ставит новый знак восклицания.
АЛАН
А так?
ИРИНА
Ну ладно, так хотя бы. Ну все, вроде, пойдем на линейку. Уже девять. Цветы возьми. Классной подаришь. Мадишка, пойдём.
Мадина радостно вскакивает из-за парты, подхватив цветастый девчачий рюкзак. Алан с кислым выражением лица стягивает с парты красивый букет, камуфлированный рюкзак со стула и недовольно топает в коридор.
По сей день художественных фильмов про Беслан нет. Даже фильм "Золотая бронза" таковым назвать сложно, потому что там практически нет воссоздания тех событий. Больше зрителю надо воображать, что происходило в ходе теракта. Может, оно и к лучшему. Из современных деятелей культуры я не могу назвать никого, кому бы было под силу охватить такой масштабный проект и пройти по тонкой ниточке между чернухой и пропагандой, халтурой и дешёвкой.
- Узнаёшь?
- Нет.
- Найфонов же.
- Точно! Не узнал. Богатым будет.
Из фотоальбома на меня смотрит еще совсем зелёный, будущий олимпийский бронзовый призер Найфонов. Он был в заложниках. Фильм "Золотая бронза" частично основан на его истории. Рядом молодое фото Зелима Коцоева - выпускника школы и Олимпийского чемпиона по борьбе 2024 в составе сборной Азербайджана. Несмотря на то, что Коцоев выступал и за Украину и теперь - за Азербайджан, в Беслане к нему относятся очень тепло.
- Он очень талантливый мальчик, - уверяет меня Надежда Ильинична. - Не смог пробиться в нашу сборную, потому что там такие интриги...
Не буду спорить. Я не профессиональный спортсмен. У меня сложное отношение к атлетам, выступающим за чужие страны. Победы, одержанные за счет натурализованных легионеров в России, я тоже не воспринимаю как достижение российского спорта.
- Это те списки, которые составлялись 1-2 сентября, которые потом получил штаб, где было больше двух тысяч имён, - говорит Надежда Ильинична.
Я аж подпрыгиваю. Это же раритет! Через минуту испытываю жесткий облом. Это не те списки. Но, по всей видимости, кто-то начал составлять списки раненых, погибших и выживших самостоятельно, в первые дни, не дожидаясь официальных заключений. Так что это тоже раритет, тоже история (кликабельно).





- Напиши. Что думаешь, то и напиши.
Ильинична, сидя на стуле, протягивает мне ручку, пока Ирэн тупит в "Вайлдбериз". У нее в музее своя тетрадь, куда можно написать мысли и впечатления. Повторно зависаю. Я вообще мысли в предложения не очень быстро складываю. Даже если текст где-то получился неплохой, то, скорее всего, я его вымучивал долгое время. А тут, от переизбытка впечатлений, просто мозги отформатировались подчистую. В результате, получается копия роденовского "Мыслителя" с "Али-экспресса".
В коридоре мимо классной комнаты, где расположен зал памяти, пролетает директор.
- Елена Сулидиновна, она меня написать заставляет! А я не знаю что.
Скажите ей! - Не надо петицию писать, а вот, самое главное, в душе что, - отрезает директор и опять куда-то упархивает по делам.
- Напиши, что был просто и ещё что-нибудь, - подсказывает заслуженный работник образования РСО-А, глядя на меня как на хорошего, в общем-то, ученика, который просто забыл выучить урок.
Выдавливаю из себя строку. Вроде то, что надо, но не знаю. Чего-то не хватает.
Настаиваю, что должен сфотографироваться с вами. Фон получается неудачный: стенды с фото событий, и мы такие тут с улыбкой. Этот момент надо будет подредактировать. Сходимся с Еленой Сулидиновной во мнении, что как это странно и... горько, наверно, что обо мне, как и тысячах других, более достойных упоминания людей, она узнала в результате пережитой трагедии.
Получаю от нее в подарок здоровенный шарф, связанный учениками школы и выполненный в цветах осетинского флага. Это и пёсель с бабочкой - самые дорогие подарки для меня.
Надежда Ильинична уже сильно устала. Здоровье подорвано терактом и пост-травматическим стрессом (в какой-то момент, когда в музее гулко падает ее трость, Ильинична подскакивает как ужаленная; дополнительный кол в жопу Басаеву на том свете только за это). А еще бесконечными конфликтами с комитетом "Матери Беслана", опросами в СК. После того как на 20-ую годовщину приехал Путин, "Матери Беслана", единственные из пострадавших встречавшиеся с ним, пожаловались президенту на то, что следствие стоит и ничего не делает. Тот, очевидно, дал пинка подчинённым, который по нарастающей скатился до нужного уровня, и следователи опять стали дергать пострадавших на допросы. Двадцать с лишним лет спустя. Надежду Ильиничну в СК вызывают регулярно, хотя это, по сути, имитация бурной деятельности. Следствие стоит исключительно потому, что в нем есть пять неопознанных трупов террористов, двое из которых иностранные граждане, и работа по международной линии завязла в бюрократии всех вовлеченных в вопрос стран. Почему нельзя выделить их дела в отдельные производства по примеру дела Кулаева и закрыть основное дело по теракту для меня лично - загадка.
- Я так устала от всего этого, - обреченно сетует Надежда Ильинична.
И при этом она исполняет рабочие обязанности, курирует музеи, помогает бойцам СВО, ведет общественную работу, дает интервью, и еще занята миллионом разных дел. Аккуратно придерживаю ее на лестнице. Рассказывает:
-
Максим Разумовский приезжал когда. Тоже идем с ним по лестнице. Он меня всё поддерживал и сам чуть не упал. За меня же и схватился. Так хохотал потом.
Помогаю загрузить подарок в машину. Тепло прощаемся.
Возвращаюсь на квартиру. Сувениры всё еще нужны. Есть время рвануть во Владикавказ. Опять Яндекс-такси. Звонок.
- Брат, от поворота в аэропорт к тебе направо? А где тут, куда?
- Не знаю, я не местный.
- Ладно, сейчас найду.
Не обманул.
- Ты в школу приехал?
- Да.
- Откуда?
- С Урала.
- Это Екатеринбург, Челябинск, да?
- Да.
- Я в Екатеринбурге в госпитале лежал, в 22-м. Там хороший госпиталь. Врачи очень хорошие.
- Доброволец?
- Я контрактником был.
- Вылечился?
- Не, диабет у меня. Неизлечимая болезнь.
Крупный, примерно лет 45. Из Цхинвала, но приехал сюда еще ребенком.
- В Цхинвале воздух такой хороший, только работы нет. Одним воздухом сыт не будешь.

Добро пожаловать во Владикавказ. Знаменитая скульптура "Фатима" выпрыгивает откуда-то из-за поворота так неожиданно, что не успеваю ее сфотографировать.
Уже в городе наш "хендай" обгоняет крутой внедорожник "Лексус".
- Смотри, вон, южно-осетинские номера. Этот джип дешевле вот этого хендая стоит.
- Почему?
- А он нерастаможенный. Если у тебя южно-осетинский паспорт есть, полгода можешь кататься на нерастаможенной машине.
И тут Лексуса обгоняет внедорожник с армянскими номерами.
- Тоже нерастаможенный?
- Тоже.

Проспект Мира. Единственное место, которое я знаю во Владикавказе. Туристическое "лицо" города. Даже в непогоду тут красиво и уютно.

Если удалить туман, будет великолепный вид на Столовую гору. Справа - здание суда. Конечно, суд отхватит себе самое козырное место в городе.

Дань памяти Пушкину.

Две эпохи в одном фото.

Нигде на Кавказе, кроме Осетии, я не могу представить существование "Русского театра".

Богатырь нартского эпоса Сослан.
Таксист на обратном пути:
- Вы на боксера Усика похожи.
- Вот вообще не комплимент!
Лет 15 назад, я был бы польщён сравнением с выдающимся спортсменом, отличным русским парнем с добрыми глазами Саней Усиком. Сегодня я не хочу быть похожим на отмороженного чубатого хохла с мёртвыми глазами, хоть сколько у него чемпионских поясов. Но таксёр уже понял, что не в ту дверь вошел. Меняет тему. Этот таксист - самый экспертный эксперт в мире. Начинает с обсуждения политики ЦБ РФ и перспектив цифрового рубля, заканчивает теологической лекцией на тему "Сравнительный анализ ислама и христианства". Не, у этого, на всякий случай, не буду спрашивать, где бесланскую водку купить.
Пол-ночи ворочаюсь. Не могу уснуть. Не то написал в тетради, не то! Правильная мысля опять пришла опосля. Завтра допишу. Там праздник патриотический будет, Ильинична там будет, я успею.
Утро. Спасибо этому дому. Ключ в почтовый ящик по просьбе хозяина. Пироги с собой. Не выкидывать же такую любовь.

Кафе "Уют" ещё закрыто. Вы мне чай, я вам 20 с письменной благодарностью за доброту. Вот теперь и я спокоен, и вы меня хрен поймаете.
Бегу в школу. Надежда Ильинична уже там. По пути в мемориал, доснять пару кадров. Суббота. Достаточно людно по сравнению с буднями. Человек восемь бродит. Охранник задумчиво пинает... снег.

Ильинична ждёт меня в музее памяти. У неё сегодня день рождения! Здоровья, здоровья и ещё раз здоровья!
Заканчиваю мысль в тетради. Вот так нормально. На патриотический праздник не успеваю остаться. В это время из кабинета строем выходят девочки лет десяти в камуфляже и тельняшках. Впереди - знаменосец. Военная подготовка на уровне!
Прощаемся повторно. Теперь в аэропорт. По пути надо заехать в "Город Ангелов".

Все лица знакомые.

"Вы навсегда в сердце Беслана - парни, закрывшие сердцем детей..."

Скамейка Феликса Тотиева напротив могил его внуков. Он уже давно с ними.
Сажусь обратно в машину. Таксист:
- Вы тоже "альфовец"?
- Не-ет.
Но мысленно растаял. Я похож на "альфовца"!

Снова аэропорт.
И вот уже горы уходят вниз.
Вспоминаю слова Надежды Ильиничны:
- Все... Все, кто приезжал в Беслан и проникся нашей трагедией, приезжают к нам не по разу.
Я знаю, Надежда Ильинична. Я тоже не собираюсь быть исключением.